После десяти лет диалога с правительством проблемы гестхаусов вновь остаются нерешенными
«В Европе очень популярна традиция, когда гость собственноручно срывает продукт и сам готовит пищу – это экзотика, хорошо продаваемый туристический продукт. Мы должны на их примере соответственно упаковать и предложить европейским туристам, и не только им, подобный туристический продукт. Однако государство не может понять, что требуется для развития этого сектора: необходимы изменения в законе и после этого пустые гестхаусы (гостевые дома) заполнятся туристами», –говорит основатель Федерации гостиниц и ресторанов, генеральный директор «Риксос-Борджоми» Шалва Алавердашвили.
В современном мире сегодня одним из самых дешевых и простых путей ознакомления с различными культурами и эффективным способом отдыха является агротуризм. Это направление набирает все больше популярности. Тоскана, Мальорка, Калифорния, Тайвань – эти места считаются центрами агротуризма, именно здесь отдыхающим предоставляется возможность отдохнуть вблизи природы по минимальной цене, ознакомиться с культурой и опробовать экзотические блюда, приготовленные из местных продуктов. По оценке специалистов, на сегодняшний день одним из самых эффективных путей привлечения туристов в Грузию является именно развитие агротуризма, однако этот процесс замедляется целым рядом факторов.
«Мы имеем большое количество незарегистрированных гестхаусов, сельских домов, фэмилихаусов, которые превращаются в убыточные компании, как только становятся легальными. В такой ситуации с одной стороны государство теряет доход, и в то же время, самим людям не хочется и не нравится вести дела нелегально. Они знают, что, опубликовав заявление о собственном гестхаусе, они тем самым нарушают что-то; боятся, знают, что кто-то до них доберется», – говорит Алавердашвили.
У Миши Циклаури в Казбеги, в селе Гергети, уже 2 года функционирует гестхаус. Он даже опубликовал заявление на booking.com и принимает у себя туристов из множества стран. В интервью с нами он говорит, что вокруг него практически у всех гестхаусы не зарегистрированы. Его бизнес на данный момент является легальным – он получил статус индивидуального предпринимателя, и это лишь потому, что в будущем он собирается расширяться и, в случае необходимости, для получения кредита в банке ему придется представить смету. Так как гестхаус Миши зарегистрирован, он обязан вести бухгалтерию.
«Для меня это не проблема, так как я близок к этой сфере, однако, по большому счету бухгалтер - это серьезный вызов и непростая задача», - говорит Миша Циклаури.
По мнению Шалвы Алавердашвили, одним из важнейших факторов, который замедляет развитие агротуризма, является именно проблема, связанная с бухгалтерией.
«Когда гестхаус желает продать салат из огурцов и помидоров, сам же выращивает этот продукт во дворе, он может выбить фискальный чек на салат, однако не будет иметь происхождения товара – откуда у него огурцы и помидоры. Он должен будет сам у себя приобрести огурцы, помидоры, лук, зелень и т.д., для того, чтобы с бухгалтерской точки зрения правильно отобразить этот процесс. Даже если он приведет в порядок документы, он никак не сможет отразить расходы на огурцы и помидоры, так как он их вырастил сам. Соответственно, налогом на прибыль будет облагаться все полностью. Деревенский дом, гестхаус, фэмилихаус, должны проходить весь процесс точно также, как «Рэдиссон», «Тбилиси Мариотт» и другие. Туризм аграрного направления должен быть свободен от лишней бухгалтерской работы, я думаю, его нужно перевести на конкретный, либо ежемесячно фиксированный налог. Человек в селе, который обладает способностью иметь хорошее агрохозяйство, приготовить хинкали высокого качества, не сможет одновременно быть еще и бухгалтером», –говорит Шалва Алавердашвили.
Миша Циклаури рассказывает нам еще об одном факторе. После официальной регистрации ему установили отдельный счетчик и коммунальные расходы он платит по коммерческому тарифу. Он говорит, что в месяц эта сумма достигает 300-400 лари, а если бы он не был зарегистрирован, ему пришлось бы платить 100-150 лари.
«Я думаю, оплату коммунальных расходов по коммерческому тарифу не выдержат большинство гестхаусов подобного типа и закроются. Если в расходах учесть стоимость услуг и питания, коэффициент прибыльности уже не будет выглядеть впечатляюще, если же смотреть только на прибыль, данный вид бизнеса может показаться довольно выгодным», –говорит Циклаури.
Еще один руководитель гестхауса связался с Eugeorgia.info и попросил нас не раскрывать его личность, так как его бизнес в данный момент не зарегистрирован. Он сдает посезонно 4 комнаты, туристов принимает в основном из Франции, Германии, России.
«Открывая гестхаус мы взяли кредит, наше объявление размещено на booking.com, за него мы тоже платим деньги – с одной брони удерживается определенный процент. Нам изначально посоветовали, чтобы мы не регистрировались: «Когда получите небольшую прибыль, тогда-то и делайте бизнес легальным». Если я сегодня же зарегистрирую свой бизнес, получится, что я должен буду работать только ради комфорта туристов. Насколько я знаю, сразу не штрафуют, сначала предупреждают. Если это произойдет, тогда и зарегистрируюсь. Хотя, маленькие гестхаусы строго не контролируются», – говорит руководитель гестхауса.
Как выяснилось, коммунальные платежи являются одной из самых главных проблем почти всех гестхаусов.
«Как только сельский дом, гестхаус, регистрируется как юридическое лицо, он производит оплату по коммерческому тарифу, а это означает, что утраивается плата за электроэнергию, газ и воду. Если,к примеру, у меня есть колодец, я должен выставить его на электронный аукцион, затем на колодец нужно устанавливать счетчик, и в соответствии с этим я должен буду платить плату за воду из моего же собственного колодца. Я понесу такие убытки, что меня вообще не будет интересовать никакой гестхаус вместе с его 3-4 комнатами», –говорит Шалва Алавердашвили.
«Мы опять сталкиваемся с проблемой необразованности. Если мы не хотим иметь дополнительные счетчики, у налоговой есть соответствующая форма, надо обратиться к ним в письменной форме, отправить электронное письмо и временно приостановить деятельность юридического лица, например, в октябре, когда прекращается прием туристов. Если мы хотим найти пути для более простого решения, это вполне возможно. Однако, если решить одну, обязательно появится другая проблема, урегулировать которую юридическое лицо не в силах», –говорит Тамар Майсурадзе.
За исключением указанных выше проблем, сегодня все соглашаются и с тем, что образованность и информированность – одни из самых важных требований в процессе развития агротуризма. В Национальной администрации туризма говорят, что в этом направлении проводится множество тренингов.
«Все, что делается для развития туризма, прямо пропорционально отражается на агротуризме. Что касается компонента образованности, тренинги проводятся для тех юридических лиц, которые уже занимаются конкретной деятельностью в различном направлении, как в части налогового и бухгалтерского расчета, так и в области услуг», - говорит Тамар Майсурадзе. На наш вопрос, имеется ли налицо конкретный результат от проведенных ими мероприятий, нам ответили, что «Моментально, за счет таких тренингов, ситуация не улучшается. Администрация занята этой деятельностью последние несколько лет. Если посмотреть, что было 5 лет назад в винном туризме и что мы имеем сегодня, мы продвинулись далеко вперед, может быть мы не находимся на пике развития, однако значительно продвинулись вперед. Результат того, что мы делаем сегодня обязательно будет виден через несколько лет».
Правительство активно ставят в известность по поводу указанных выше проблем в течение нескольких последних лет, однако, внесение соответствующих изменений в законодательство поставлено на повестку дня только сейчас. Шалва Алавердашвили говорит, что они ведут работу с Министерством экономики по данному вопросу. Речь идет о присвоении гестхаусам некоторых привилегий, чтобы облегчить им работу. Заместитель министра экономики Николоз Гагуа говорит в интервью с нами, что изменения будут осуществлены в ближайшем будущем.
«Часть маленьких гестхаусов находится в теневой экономике, виной этому объективные обстоятельства, т.е. существуют факторы, препятствующие их выходу из этой тени. Очень часто это касается темы коммунальных платежей, также бухгалтерского учета; на повестке дня уже стоят изменения и в ближайшем будущем они осуществятся. Здесь также необходимо отметить, что они не затронут индивидуально лишь субъектов-предпринимателей, запланированные изменения предусматривают в целом содействие деятельности мелких и средних компаний», - говорит НиколозГагуа.
Исследователь ISET Мариам Лукашвили:
Туризм в Грузии, в частности, агротуризм действительно обладает потенциалом, так как грузинская история и культура, грузинская кухня вызывают большой интерес у туристов. Исходя их того, что Грузия горная страна, туристы в основном интересуются осмотром гор и исторических мест, где в большинстве своем изобилуют поселения сельского типа. Для сельского населения это хороший способ оказать услуги туристам. Житель села может предложить и ознакомить их с собственной натуральной и традиционной продукцией (чурчхела, творог с плесенью, разные сорта сыров и т.д.). Эта отрасль постепенно развивается и получаемые в сфере туризма чистые доходы ежегодно растут.Пользоваться растущими доходами в сфере туризма может также население, проживающее в стратегических районах. Однако для обычного жителя не так уж и просто включиться в экономическую деятельность, так как для этого требуется регистрация бизнеса и возникают налоговые обязательства. Они могут пользоваться статусом микро- либо малого бизнеса и налоговыми льготами, однако реально множество существующих малых семейных гостиниц не зарегистрированы и стимул к развитию у них невелик. Если малая семейная гостиница будет иметь статус микробизнеса, его владелец находится под постоянным страхом того, чтобы годовой оборот не превысил 30-45 тысяч. В противном случае им придется платить сравнительно высокие налоги. Соответственно, законодательство требует усовершенствования и упрощения таким образом, чтобы любой бизнес имел возможность развития, стимул и доступные для понимания правила и регуляции.
Хатия Шаманаури