ГРУЗИНСКИЙ БИО ЧАЙ МОЖЕТ ЗАНЯТЬ НИШУ В ЕВРОСОЮЗЕ
«Сегодня в наш магазин зашел шведский турист. Он отказался от китайского чая лучшего качества и попросил грузинский черный байховый чай. Он хотел купить его в качестве рождественского подарка, приобрел десять пакетов в расфасовке по сто граммов. Он сказал, что грузинский чай отличается от всех остальных и очень особенный по вкусовым качествам», - с гордостью рассказывает консультант «Грузинского чая 1847» Моника Шенгелия.
Похожие истории можно услышать в хорошо известном любителям чая «Малом доме чая», расположенном в районе Старого Тбилиси на улице г. Табидзе. Здесь заверяют, что грузинский чай конкурентоспособный, и он не отстает от других по качеству. С первого взгляда в это трудно поверить, поскольку официальный показатель импорта чая довольно высокий. Это означает, что потребители предпочитают местному чаю привезенный чай.
Несколько десятков лет назад Грузия входила в пятерку лидеров – производителей чая в мировом масштабе, после Китая, Индии и Шри-Ланки. В год в среднем производилось 100-120 тысяч тонн продукции, из которых 95-115 тонн шло на экспорт. По официальной информации, сейчас чайные плантации сохранились на 19 тысяч гектар, из них в эксплуатации находится 2.4 тысяч гектар, остальные 16.6 тысяч гектар поросли лесом и покрыты колючками. Из них приблизительно 7.5 тысяч гектар подлежат реабилитации.
Министр сельского хозяйства Леван Давиташвили объяснил, что существуют определенные расчеты, связанные с нишей грузинского чая на международном рынке: «У Грузии есть потенциал с точки зрения производства био чая. Это самая северная точка производства. Соответственно, меньше риск заболеваний, переносимых вредными насекомыми, поэтому пестициды можно применять минимально или вообще не применять. Исходя из этого, производство органического чая приобретает определенный потенциал. Если брать страны Средиземноморья, которые более теплые и жаркие, там потребление минимальное, поэтому Чехия, Словакия, Польша, Германия, Прибалтийские страны –это те направления в Европе в которых мы должны подумать о создании бренда грузинского чая».
В прошлом году Министерство сельского хозяйства разработало проект реабилитации чая. Согласно проекту, Правительство профинансирует кооперативам 90 процентов реабилитационных сумм, а частным компаниям – 70 процентов. Максимальная реабилитационная сумма на одни гектар – 2500 лари.
Президент «Ассоциации производителей чая» Тенгиз Сванидзе критикует правительственный подход к реабилитации чая. Он говорит, что проект не должен осуществляться без основательного изучения состояния чайных плантаций: «Для того чтобы узнать что у нас есть и в каком состоянии, должна быть сделана паспортизация или инвентаризация плантаций. Так мы установим количество плантаций в Грузии. Точное количество никому не известно. Оглашенные цифры относительные. Эти данные взяты из консультационных центров Министерства сельского хозяйства. Эта информация и рядом не стоит с правдой. Погрешность может составить 50-60 процентов. Важно определить форму собственности плантаций. Нужно исследовать кислотность почвы, состояние корневой системы, подлежит она реабилитации или нет. Получение полной картины обошлось бы в копейки, но было бы очень важным. Паспортизация-инвентаризация дала бы возможность сесть и подумать о спасении саженцев».
Учредитель «Грузинского чая 1847» Шота Битадзе говорит, что сложное положение, сложившееся в чайной индустрии, осложняется также дефицитом специалистов отрасли и отсутствием знаний. Именно поэтому Битадзе для изучения чайного производства несколько раз ездил в Китай: «Грузинский чай находится в крайне тяжелом положении. Когда мы несколько лет назад обустраивала плантацию в Кобулети, оказалось, что уже никто не умеет вывести и высадить саженец. Я специально поехал в Китай, чтобы выучить все это. После приезда из Китая я сделал саженцевое хозяйство в селе Кведа Бахви, мы вывели 50 тысяч саженцев и китайским методом высадили чай на 1 гектаре в селе Очхамури».
По заявлению Левана Давиташвили, Грузия оформила меморандум в Китайской Народной Республикой, который подразумевает техническую помощь и переподготовку специалистов. «Уже столько человек прошли переподготовку. Мы восстановим чайные плантации, но для сохранения индустрии также нужно хорошее саженцевое хозяйство. Речь о том, чтобы завести современные и интересные сорта. Когда отрасль развивается, меняются модные тенденции и вкусовые запросы со стороны потребителя».
По мнению Шоты Битадзе, наилучшей моделью развития грузинского чая является полный переход на биопроизводство: «В Грузии должна быть создана законодательная база, должны запретить использование в чайной промышленности ядохимикатов или неорганических удобрений. Это дало бы возможность производства органического чая в масштабах целой страны, такого прецедента нет нигде в мире».
На производство био чая возлагает большие надежды и учредитель «Ткибульского чая» Уча Далакишвили. Его компания производит 10 видов чая. В текущем году в Россию, Украину и Чехию было отправлено 57 тонн «Ткибульского чая». Далакишвили говорит, что понемногу у грузинского чая появляются покупатели, поскольку он биологически чистый: «Грузинский чай ценен тем, что в нем нет примесей, и самое главное – краски, он самый лучший. Я зарегистрировался в «Грузпатенте», как производитель экологически чистого чая, начал процедуры и собираюсь получить сертификат. Если Правительство выполнит то, что заявляет, и примется за реабилитацию чайных плантаций, к следующему году мы увеличим производительность на 60%. Мы владеем 21 гектаром. Если будет осуществлена реабилитация, я заключу договоры с кооперативами и буду закупать у них сырье. Я был разочарован, однако сейчас у меня есть надежда, что будет улучшение, поскольку Правительство собирается реабилитировать чай. Я в сезон трудоустраиваю 100-120 человек, а на постоянной основе – 20. Когда будет сделана реабилитация, я трудоустрою – 200».
«Агрофирма Кобулети» является одним из крупных производителей чая. Эта компании продает продукцию на местном рынке под брендом «Самайя» и «Петра», а в Украину и Монголию вывозит 350-400 тонн кирпичного чая. Компания владеет плантацией в 450 гектар. Реабилитация саженцев обошлась в 4 миллиона лари. Учредитель предприятия Темур Джаши говорит, что власти должны максимально содействовать развитию отрасли, однако происходит наоборот: «На наших плантациях зимой и летом мы даем работу 200 людям, мы пытаемся наладить мощное предприятие. Только реабилитация плантации обошлась нам в 4 миллиона лари, кроме того мы приобрели дорогостоящее новейшее упаковочное оборудование. Правительство должно очень стараться, чтобы способствовать развитию чайной отрасли, поскольку это рентабельная и быстро развивающаяся сфера. А Правительство, вместо содействия, напротив на 40 % подняло цену на электроэнергию. Из-за этого мы теряем конкурентоспособность на мировом рынке», - заявляет Темур Джаши.
Зураб Модебадзе
*Материалы, опубликованные на данном веб-сайте переведены на русский язык при финансовой поддержке Министерства Иностранных Дел Содружества Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Их содержание является исключительной ответственностью автора и ни при каких обстоятельствах не может рассматриваться как отражение позиции Министерства иностранных дел Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, или правительства Соединенного Королевства.